В истории различных государственных образований на территории России, Кавказа и
Причерноморья греки сыграли выдающуюся культурно – творческую роль. Местами
компактного проживания греков было Закавказье и Черноморское побережье Крыма,
Кавказа.
Поселения греков на Черноморском побережье существовали еще с античных времен, а
вот «корни» греков-понтийцев, проживающих в настоящее время в Северной Греции,
на Кубани и курорте Геленджик надо искать на Анатолийском побережье Турции. Там,
в Малой Азии, на землях бывшей Трапезундской империи. В начале 20-х годов ХХ
века предпринимались попытки возродить греческое Понтийское государство,
возникшее в I-м тысячелетии до нашей эры, после массовой миграции греков из
перенаселенных городов – государств античной Греции на благодатные малоосвоенные
земли за морем.
Первыми переселенцами были купцы и мореплаватели, которые не только наладили
торговые связи с местными племенами, но и основали небольшие поселения –
колонии, со временем превратившиеся в процветающие города: Пантикопей (Керчь),
Баты (Новороссийск), Горгиппия с Синдской Гаванью (Анапа). … «За Синдской
Гаванью (г. Анапа) народ керкеты. За керкетами народ тореты и эллинский город
Торик с гаванью». Так писал об этой местности древнегреческий географ Псевдо–Скилак
в IV веке до нашей эры.
Это одно из первых упоминаний о греческой колонии на берегу геленджикской бухты,
хотя ученые предполагают, что эти сведения о Торике заимствованы Псевдо–Скилаком
из труда Скилака Кариандского. Есть также предположения, что и до начала периода
активной колонизации, греки использовали удобную бухту в качестве гавани для
стоянки судов, проникая сюда, скорее всего не западным, а южным путем, чему
способствовало морское течение. Да и возникновение города было не случайно;
бухта соответствовала всем необходимым требованиям при определении места для
нового поселения. Это условия безопасности, пригодные для земледелия почвы и
наличие гавани для развития морских коммуникаций.
К моменту основания торговой колонии Торик (Торикос, ныне Геленджик) на берегах
Средиземного и Черного морей существовало большое количество городов-полисов
(или колоний), которые в последствии объединились в царства. Вначале на берегах
Малой Азии возникло Понтийское, а затем в Северном Причерноморье – Боспорское
царство.
Понтийское царство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, в
результате ряда захватнических войн покорило почти всю территорию Малой Азии,
включая земли Колхиды. Большую роль в будущем развитии Понтийского царства играл
г. Милет – крупный ремесленный и торговый центр… От его причалов в VI веке до
нашей эры уходили корабли с купцами и мореплавателями для освоения земель
Северного Причерноморья, где впоследствии, и было основано Боспорское Царство.
На юго-восточной окраине царства располагался г. Торикос. Найденные в
окрестностях Геленджика понтийские, боспорские монеты, большое количество
фрагментов разнообразной греческой посуды, свидетельствуют о том, что город
находился на оживленном морском торговом пути и играл не последнюю роль.
Население занималось посреднической торговлей, рубкой и продажей леса,
земледелием, животноводством, рыболовством, охотой и, по-видимому, ремесленным
производством.
Здесь бы хотелось привести один факт: в античной Греции на побережье Аттики
существовал город с одноименным названием – Торикос. Развалины этого античного
города в Греции существуют и поныне, неподалеку находится современный город
Торик, а рядом порт Лаврио. Такое совпадение дает возможность предположить, что
свое название город получил не от местного племени «тореты», а скорее наоборот.
К тому же греческий Торикос был основан на век раньше, в VII в. до н.э.
К большому сожалению, никаких других фактов, подтверждающих эту гипотезу нет и
причин тому много. Но главная та, что античный Торикос практически полностью
разрушен. Одна часть была затоплена морем, а другая уничтожена «благодаря»
нерадивости и некомпетентности хозяйственников. И все – таки, как
свидетельствовал римский император Цицерон, все греческие колонии, возникшие на
побережье Черного моря (а значит и Торикос), представляли собой как бы кайму,
подшитую к бескрайним просторам варварских полей.
В I в. н.э. греческие колонии, Боспорское и Понтийское царство попадают под
власть Римской империи. А через несколько веков (в IV в. н.э.) империя
распадается на 2 части: Западную (Римскую) и Восточную (Византию).
На протяжении столетий менялись названия государств, имена правителей, но связь
(вначале только торговая, а впоследствии и динамическая) между северным и южным
Причерноморьем сохранялась. Существует она и сейчас, правда только, в основном
торговая.
В 1204 году под ударом крестоносцев Византийская империя пала. Но по истечении
времени, она стала вновь возрождаться. Теперь уже отдельными империями и среди
них – Трапезундская.
Трапезундская империя занимала важное место в системе экономических и
политических связей стран Восточного Средиземноморья и Ближнего востока. С
момента своего образования она была несколько обособлена по отношению к другим
греческим государствам Малой Азии. В ее власти находились крупные порты,
плодородные земли и богатые различными ископаемыми области на побережье Черного
моря от Самсуна до Фасиса (р. Риони).
Ядро Трапезундской империи составлял Трапезунд – крупный торговый и ремесленный
центр. Источником богатств Трапепезунда была торговля с Причерноморьем, Кавказом
и Месопотамией.
В 1461 году в результате нашествия турецкой армии Трапезундская империя пала.
Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам,
христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождалось резней.
Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в
горы и на северное побережье Анатолии, т. е. в область древнего Понта
Палемонийского.
Турецкое нашествие принесло беды не только народам южного Причерноморья, но и
Северного. К этому времени из племен, населявших Черноморское побережье Кавказа,
образовалась адыгейская народность. Но «лакомый кусочек» побережья Кавказа,
притягивал к себе английских и турецких эмиссаров, да и Россия вела борьбу за
выход к Черному морю. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1829 году
победой России и подписанием Адрианопольского договора. Для утверждения своей
власти Россия строит на побережье укрепления (форпосты). Самое первое было
построено в 1831 году на берегу геленджикской бухты и, хотя турецкие эмиссары
подстрекали адыгов (черкесов) на военные действия, снабжая их английским
оружием, взаимоотношения русских солдат и местного населения, в большинстве
своем, были доброжелательными. Адрианопольский мирный договор определил границы
Греции.
Реакционная политика мусульманского духовенства Турции в отношении покоренных
народов, боязнь полного физического уничтожения, заставила греков из Турции
вновь обратиться за помощью к единоверной России. К этому времени (60–70 года
ХIХ века) в России заканчиваются военные действия на Кавказе. Большая часть
адыгов, поддавшись, уговорам, уезжает в Турцию, оставшихся – насильно переселяют
на Кубань. Но еще долго в отдельных селениях жили адыгейские семьи (поэтому
названия некоторых населенных пунктов в окрестностях Геленджика, да и само
название «Геленджик», сохранили адыгейские корни).
Итак, русский царизм, проводивший колониальную политику на Кавказе, решил
проявить «гуманизм». Под предлогом защиты христианского населения Турции и боясь
окончательной дискриминации в глазах европейского общественного мнения, царское
правительство дает согласие на переселение греков в пределы Российской империи.
Такое согласие поднимало престиж России в христианском мире и давало возможность
прослыть, с одной стороны, добрым защитником христиан, а с другой стороны –
получить дешевые рабочие руки. В результате правительственных мероприятий, на
Кубань направляется крупный официально организованный поток греков из Турции.
Указ царского правительства от 10 марта 1866 года дал возможность не только
селиться в России турецкоподданным армянам и грекам, но и защищал их. Известно,
что с целью переселения, управление наместника на Кавказе командировало в Турцию
агронома Харистова для приглашения армян и греков.
На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся
столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили
язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие.
Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» - их
поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась
на своеобразном языке, диалект турецкого, но с большим количеством греческих
слов.
В результате неудавшейся попытки образования греческой республики Понт на
Анатолическом побережье Турции, новый поток переселенцев из Турции относится к
20-м годам прошлого столетия.
В 1921 году был подписан договор Советской России с Турцией. Зафиксирована новая
граница, по которой Карская область и другие районы отошли к Турции. В этом же
году подписывается договор между Грецией и Турцией. Оба договора предусматривали
право на обмен мирного населения. Но это было только на бумаге, ибо началось
очередное жестокое истребление христиан и еще один этап трагической истории
греков-понтийцев.
Многие греки уезжали в Россию, с тем, чтобы затем перебраться в Грецию, но
многие оседали на местах, ранее обжитых предшественниками.
До сих пор нет возможности установить какое количество понтийцев переселилось в
Россию и на Черноморское побережье Кавказа. Можно только отметить, что основных
потоков переселенцев было два: после 1866 года и в 1920–21 годах. Однако, каждая
война, будь-то русско–турецкая и греко-турецкая, заставляла людей покидать
родные места и искать другие, чтобы выжить и растить детей.
На Черноморском побережье России и Кубани греки селились компактными группами,
которые обосновывались в трех наиболее заселенных регионах: Анапа, Геленджик, в
нескольких селах Крымского района, Туапсе, Сочи, а также в районах Адлера,
Краснодара, Горячего Ключа, Нефтегорска.
Начиная с 1864–1866 годов стали появляться греческие поселения в Геленджике и
селах близ него: Прасковеевке, Пшаде, Кабардинке, Адербиевке.
Писатель-беллетрист Семен Васюков в книге «Край гордой красоты» писал: «…община
смешанная и состоит из русских и греков с преобладанием первых, русских 776 душ
и греков 92…», в Прасковеевке же, как упоминает С. Васюков, «проживало греков
300 душ, русских – 100»
Спустя несколько десятилетий, в Геленджике и окрестных селениях были построены
церкви: в Кабардинке – в 1892 году, в Прасковеевке – 1896 году, в Адербиевке
приход был открыт в 1892 году, а в 1906 году построена каменная церковь. Обычно
при церквях открывались школы. Вначале служба в церквях и преподавание в школах
велись только на одном языке - русском, позже на обоих: русском и греческом.
До настоящего времени здания церквей сохранились только в Прасковеевке и
Адербиевке. К сожалению, не удалось пока установить место, где находилась
церковь в Кабардинке. В годы войны она была разрушена. Известно, что в 1892 году
временно обязанности священника исполнял Авраам Трандофилов.
Не сохранилось здание греческой церкви и в Геленджике. По воспоминаниям
геленджичанок К.И. Игнатиади и К.В. Сыровой, она располагалась на пересечении
современных улиц Садовой и Красных Партизан. Не сохранилось здание Народного
дома, располагавшегося на углу улиц Ленина и Серафимовича. В Народном доме
проводились вечера танцев для молодежи, работали кружки. А.И. Папа-Лазариди
рассказывала, что в 1924 году была создана труппа народного театра, руководил
которой Карамшиди. Труппа ставила спектакли на русском и греческом языках.
До 1937 года в Геленджике существовали греческий клуб, несколько кофеин,
греческая школа. Очень часто жители города – и русские, и греки – собирались на
поляне (территории школы № 1), где проводились народные гуляния. Греки играли на
народных инструментах: лире, зурне, пели народные песни, исполняли мужской танец
«Лазико», а потом – все вместе «Тригону».
С 1937 года греки, как и многие другие народы СССР, подверглись жестоким
гонениям. Закрылись греческие церкви, все учебные заведения, начались массовые
выселения в Сибирь и Среднюю Азию. Лишенный всех гражданских и национальных
прав, греко-понтийский советский народ стал безвинной жертвой.
Но, несмотря на невзгоды, благодаря своему жизнелюбию, трудолюбию, способности
стойко бороться с притеснениями, народ выжил и сумел сохранить свои обычаи и
обряды.
|