Прасковеевская щель представляет собой один из самых
живописных уголков природы Северного Кавказа. Удаленность от крупных городов
дает возможность сохранять нетронутой дикую природу и чистый пляж.
Основной достопримечательностью этих мест является легендарная
скала "Парус", получившая свое название
за свою схожесть с отплывающим от берега моря в необъятные просторы одинокого
паруса. "Что ищет он в стране далекой?...".
Само село, давшее название щели, в которой оно расположено, находится в 6 км от
берега и до него можно добраться пешком или на автобусе, проделав путь по
асфальтированной дороге (асфальтирована в 2001-2006 г.г.), проходящей между
расположенными у подножья гор виноградниками.
Ранее эти места населяли черкесы, изгнанные отсюда царским правительством еще
1863 году, однако их, могилы, которые частенько можно встретить в горах, не дают
покоя искателям сокровищ и поныне. К их превеликому сожалению стоит отметить,
что сокровищ в этих местах нет, однако предметы черкесского быта найти
действительно можно. Пролежав в земле не одну сотню лет, они сохранили свою
прочность и при нормальном уходе служат своим новым хозяевам и поныне.
Село Прасковеевка было основано греками, бежавшими из Турции в Россию во время
русско-турецкой войны (1877-1878 г.). Они предпочитали селиться ближе к морю, и
село возникло в 6 км от берега. По местным преданьям возникновение такого
названия связано с тем, что первой в этих местах поселилась женщина, которую
звали Прасковья, ее хутор назвали Прасковьевым, и селение, которое затем
возникло на его месте – Прасковеевка, однако по другой версии название села
произошло от прасковьего дня – момента основания поселения.
В 1896 году Прасковеевка становится селом в связи с постройкой в ней церкви "Во
имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи", которая свое рождение отмечает 11
сентября.
Процесс миграции из Турции продолжался довольно долго, так бабушка одной из
коренных жителей села, с которой нам удалось поговорить, Софьи Чаталбаш, Парфена,
родилась в Турции и мигрировала сюда незадолго до революции. Таким образом,
Прасковеевка возникла как греческое село, его коренные жители вплоть до
сегодняшних дней сохранили греческий язык, все они были потомственными
земледельцами. Основные культуры - табак и виноград.
На момент краеведческого исследования в селе осталось только 7 коренных семей.
Старейшие члены их - Орфаниди Анастассия Афанасьевна, лесник Чаталбаш Иван
Григорьевич, Вольбат Павел Петрович, Христофориди Нина Михайловна, Агафангелос
Акулина Афанасьевна и Федор Иванович, Говрус Парфена Ставровна. Этнический
состав села продолжает скоротечно меняться – дети коренных обитателей здешних
мест получают образование в городе и уезжают навсегда из Прасковеевки.
Опустевшие дома покупают жители крупных городов и возможно, что свое 150-летие
село встретит без единого коренного жителя…
Несмотря на то, что во время исследования нам все же удалось переговорить с
коренными обитателями этих мест – фактически никто из них не смог ответить на
наши вопросы об истории образования села, дате его возникновения. Основными
нашими информаторами стали учительница местной школы, переехавшая сюда в 1946
году и дядя Жора – потомственный житель села в третьем калении.
В прошлом Прасковеевка была довольно крупным селом и вплоть до недавнего времени
в ней жили в основном греки. Однако теперь население сильно сократилось, и
сейчас в нем больше русских и украинцев, появились беженцы из Грузии - в том
числе греки, есть киргизская семья. Причем процесс замены коренных семей
выходцами из других мест был наиболее интенсивен последние лет 20 (такое
постперестроечное явление в целом характерно для многих сел и населенных пунктов
- микротопонимика этих мест стирается, как ластиком - у пришельцев нет знания
системы микротопонимов, должны пройти поколения, чтобы земля снова обрела
названия).
В годы коллективизации на базе села был создан колхоз, в который входили все
близлежащие местности, включая выходившие к морю
Молоканову и
Красную щели. В
качестве органа местного управления в Прасковеевке были организован сельсовет.
Контора председателя колхоза находилась около нынешнего современного здания
школы.
В 40-х годах доля русского населения Прасковеевки не превышала 15 дворов,
расположенных обособленно на пригорке, находящемся практически в центре села.
После смерча 1946 года в
Красной щели, оставшееся без крова население в
большинстве своем переселилось в Прасковеевку, получив пособие от председателя
колхоза на строительство нового жилья и обустройство быта. Остальные жители
Красной щели постепенно перебрались в город.
1946 год вообще был нелегким в жизни села и хорошо запомнился Нине Михайловне
Христофориди. В то время женщины уходили в горы искать желуди, чтобы затем
обменять их на пшеницу в Геленджике, куда надо было идти пешком по горным тропам
- хороших дорог, автобусного сообщения и света в селе не было вплоть до 70-х
годов. Из желудей в Геленджике делали кофе. Работали в то время сельчане без
зачета трудодней и отпусков. Дети свои трудом приходили на помощь родителям –
необходимо было зарабатывать хлебный паек. В семьях было большое количество
детей – у Нины Михайловны был один родной брат Юрий и сводные братьи и сестры
Максим, Мария, Александр, Зоя, Иван.
В состав земельных угодий, принадлежавших колхозу, входило 42 гектара
виноградников, расположенных от береговой полосы до самого села и дававших 660
тонн винограда в год. Большой урон урожайным показателям было нанесено
обнаружением опасного тлевидного вредителя филлоксеры. По воспоминаниям местных
жителей, никаких видимых заболеваний винограда они не находили, однако новый
агроном, пришедший на работу в колхоз и обнаруживший опасное заболевание настоял
на своем – основная часть виноградников в 1957 году была выкорчевана. Это
нанесло непоправимый удар по колхозу – на его землях перестали выращиваться
многие сорта винограда такие как шашлам, каберне, рислинг, столовый, дамский
палец. По данным местных жителей, к 2000 году 20 гектаров угодий, отданных под
виноградники, давал не более 30 тонн муската, который в отличие от других сортов
является более поздним и вызревает в начале осени.
Также колхоз занимался и выращиванием многих других культур: пшеницы, кукурузы,
помидоров, огурцов, фундука (которого заготавливалось до 30 тонн в год).
Особенно славился табак марки «Самсон», выращенный на местных полях и имеющий
очень крепкий вкус.
С назначением нового председателя колхоза Пантелея Николаевича, люди практически
перестали получать заработную плату и жили, довольствуясь собственным
хозяйством. Однако, по воспоминаниям местных жителей, деньги в колхозе все же
водились – в доме председателя был установлен тяжелый сейф из которого он
достаточно редко, только в случае крайней необходимости, выдавалась наличность.
Несмотря на такую тяжелую жизнь, никто никогда не занимался воровством с
колхозных полей – во-первых, это не позволяло местное воспитание, а во-вторых,
малейшие подобные попытки пресекались, а виновные вызывались на собрание колхоза
и прилюдно порицались.
Местный житель, дядя Жора, вспоминает, как в начале 50-х годов прошлого века, за
взятый лист табака был вызван к председателю сельсовета Константину
Константиновичу и в присутствии председателя колхоза обещали «выслать к белым
медведям». И только заступничество отца, который был награжден орденом Ленина за
поимку 2 шпионов и в связи с чем его слово имело большой «вес» в колхозе, он
избежал наказания, но запомнил это урок на всю оставшуюся жизнь.
С назначением нового председателя колхоза жизнь в селе переменилась – жители с
удовольствием работали до темна, понимая что их труд будет вознагражден
соответствующим образом. Появилась заинтересованность в результатах труда.
Средняя зарплата до денежной реформы 1961 года составляла на селе 300-400
рублей, но этого вполне хватало для нормального проживания.
В 60-х годах в село переселилось несколько семей украинцев, окрещенных местными
жителями «бендеровцами», которые внесли свою лепту в его историю. Постепенно
началось воровство совхозного винограда. Дядя Жора – заядлый охотник –
вспоминает, как не раз рано утром заставал новых поселенцев в виноградниках.
Сворованный виноград они сдавали оптом в хуторе Джанхот и успевали вернуться в
колхоз к началу рабочего дня. Постепенно моральные устои в селе переменились и
практически все жители села начали таким образом пользоваться благами колхоза.
Еще одним нововведением, появившемся с приходом в село украинцев, стало
изменение карты села – некоторые улицы были перекрыты и на их месте были
построены дома новопоселенцев. Таким образом, главная улица села Морская в
настоящее время практически не имеет ответвлений в своей центральной части.
Подобные беззакония творятся и в новейшей истории села – скупка старых домов и
самозахват территорий не особо беспокоят местные власти, поскольку во главу угла
поставлен размер суммы, которую готов заплатить новый хозяин в обход закона.
Ранее в Прасковеевке была и собственная колхозная конюшня, остатки которой еще
можно созерцать при съезде в село с главной дороги, ведущей к пляжу. После
развала колхоза здание конюшни еще некоторое время просуществовало, однако потом
было передано в аренду и там стали производить бетонные блоки. Из-за
неосторожного обращения с оборудованием, оставленным включенным в ночное время,
вспыхнул пожар, вследствие которого здание было полностью уничтожено. В подвалах
конюшни также некоторое время существовал и винзавод, состоящих из шести
огромных чанов.
Непростой оказалась и судьба храма - в середине 50-х годов XX века он был
перепрофилирован и в его здании открылся очаг местной культуры – клуб, в котором
собиралась молодежь и показывались художественные фильмы. Переустройство не
коснулось внешнего облика здания, но во внутренней его части были сделаны
горизонтальные деревянные перекрытия, разделяющие храм на 2 этажа. В конце 90-х
годов того же века перекрытия были сняты и церковь обрела свое второе рождение.
В начале XXI века храм был отремонтирован и ему был предан подобающий внешний
вид, чуть измененный в 2005 году выделением архитектурных особенностей бордовым
цветом. В 2006 году был проведен ремонт напольного покрытия.
Священнослужители в храме, после его возрождения, менялись довольно часто – в
течение 7 лет сменилось 4 настоятеля. Первые 2 попа один за другим не оправдали
возложенных на них надежд, однако третий запомнился сельчанам надолго – он
обладал чудесным даром исцеления. Жители села рассказывают случай, когда он даже
изгонял дьявола из одной молодой девушки своими молитвами. После 3 сеансов она
была излечена. Однако, как всегда все хорошее имеет своих завистников и этот
случай не стал исключением – на батюшку была составлена жалоба и отправлена в
«соответствующие инстанции». Так приход обрел нового проповедника, а талантливый
священнослужитель нашел свое новое пристанище в одном из хуторов близ поселка
Горячий ключ.
Время быстротечно… и вот уже Прасковеевка стала бурноразвивающимся курортом. И
если совсем недавно, каких-нибудь 10 лет назад, весь сервис заключался в
небольшом рыночке в прибрежной зоне, на котором торговали жители села, то сейчас
это ряд небольших магазинчиков и кафе. Сам рынок переместился из уютного места,
спрятанного от солнца в тени развесистых деревьев, плотно перевитых дикими
лианами на неприкрытое место нещадно сжигаемое летним южным солнцем. Количество
торговцев сократилось с 10 до 4, да и ассортимент товаров изменился не в лучшую
сторону. Раньше на рыночке торговали в основном продукцией собственного
производства – выращенной на прасковеевской земле (огурцы и помидоры, лук и
семечки, грецкие орехи и фундук, слива, персики, замечательная аджика местного
производства и коровье молоко), теперь же торговый ряд наполовину занят
привозным товаром, доставляемым из Турции в Новороссийск, причем цены рекордно
бьют московские в 1,5-2 раза.
В 2008 году село должно быть газифицировано.
При подготовке материала
использовались
результаты опроса местных жителей,
проведенных туристической группой Трубецкой Н.В.